Как определить место производства керамической облицовки камина (печи)? (на примере камина, реставрированного в компании «Паллада»)
Роденков А.И. (Санкт-Петербург)
Для научно обоснованной реставрации керамических отопительных устройств, в т.ч. и с целью их последующей музеефикации, а также, учитывая интересы изучающих историю декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности, немаловажное значение имеет знание места изготовления керамической облицовки камина (печи), или, другими словами, атрибуция камина (печи) по производителю. О том, как это сделать, проиллюстрируем на примере недавно реставрированного специалистами компании «Паллада» камина с рельефным декором в стиле модерн (илл. 1-8).
Изготовителя каминных (печных) облицовок можно однозначно установить по заводским клеймам, которые, как правило, размещаются на тыльной стороне облицовочных изразцов. В нашем случае, в процессе разборки облицовки камина реставраторами были выявлены изразцы, на тыльной стороне которых имелось клеймо «Драготино» (ил.9-10). Такое клеймо помещал на свои изделия «Керамиковый и изразцовый завод В.В.Комарова «Драготино» (так он официально именовался в документах). Коротко о заводе: основан Виссарионом Виссарионовичем Комаровым в 1894 г. в собственном имении «Драготино» в Новгородской губернии, Новгородском уезде (Пельгорская волость) (Сейчас это территория Чудскоборской волости Тосненского района Ленинградской области). Главным продуктом завода являлись глазурованные изразцы и целые печи из них: в год вырабатывалось до 2000 печных облицовок или до 140 тыс. изразцов. Вся продукция поставлялась в Санкт-Петербург. Из постоянных клиентов завода назовем Управление Николаевской железной дороги, дворец В.К. Ольги Александровны, дворец В.К.. Сергея Александровича, Елизаветинская община сестер милосердия и многие др. В 1905 г. завод по особому договору перешел к старшему сыну основателя завода, тоже Виссариону Виссарионовичу Комарову. В.В.Комаров (мл.) При нем завод еще более расширился. О качестве выпускаемых печных изразцов свидетельствует полученная заводом бронзовая медаль Международной строительно-художественной выставки 1908 г. в Санкт-Петербурге, а также «Гран-при» и золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе в 1910 г. История завода после 1917 г. не закончилась, упомянем лишь о том , что в 1930- гг. завод перебазировался ближе к . ж.д.ст. Померанье ( п. Керамик) и от выпуска печных изразцов перешел на производство другой керамической продукции, в т.ч. облицовочной плитки для станций Московского метрополитена.
Однако зачастую процесс реставрации происходит без разборки облицовки камина (печи), не говоря уж о тех случаях, когда отопительное устройство может вообще не нуждаться в реставрации. Тогда обследовать тыльную сторону изразцов не представляется возможным. В редких случаях изготовитель оставляет свое клеймо (подпись) на внешней стороне камина, например, клеймо компании «Дультон» (ил. 11) на камине в особняке В.М. Сурошникова в Самаре (подробнее см. на сайте компании «Паллада») или подпись Леопольда Бонафеде (ил. 12) на печи в абрамцевской бане (подробнее см. на сайте компании «Паллада»). Но такие примеры представляют собой исключения, и, как правило, узнать клеймо производителя без демонтажа облицовки не представляется возможным (к тому же возможны варианты и отсутствия каких бы то ни было клейм). В этом случае нам может помочь знакомство с имеющейся специальной литературой, в первую очередь, каталогами, прейскурантами и другими рекламными материалами керамических заводов, а также с музейными образцами аналогичных печей, уже прошедших атрибуцию. Продемонстрируем данное положение применительно к камину завода «Драготино». Просматривая, например, каталог Международной строительно-художественной выставки 1908 г. в Санкт-Петербурге, мы обнаруживаем изображение камина (ил. 13 [1]), полностью совпадающее с камином, реставрированным в компании «Паллада». То есть, даже не зная заводского клейма, мы могли бы с большой долей вероятности сказать о месте производства указанного камина. По многим печным заводам, особенно финским и немецким, сохранилось большое количество каталогов выпускавшихся печей и каминов с указанием не только цен на них, но даже и художников, архитекторов, проектировавших данные печи и камины. Последний факт представляет немаловажный интерес и заслуживает отдельного внимания.
Список иллюстраций:
1-4.Фрагмент керамического камина до реставрации
5. Керамический камин после реставрации
6-7. Фрагмент керамического камина после реставрации
8. Реставраторы за работой
9. Тыльная сторона изразца от облицовки камина с заводским клеймом
10. Клеймо завода «Драготино»
11. Клеймо компании «Дультон»
12. Подпись Л.Бонафеде
13. Реклама завода «Драготино» в каталоге выставки 1908 г.
Использованные источники:
1. Международная строительно-художественная выставка. С.-Петербург,1908 Каталог выставки и справочный указатель строительных и художественных фирм СПб, 1908, С..80
Роденков Андрей - член Гильдии печников и трубочистов Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.
Статья поступила от автора 3 января 2012г.
Оставьте Ваш комментарий